22:22 

Язычество и Сатанизм. Versus or With?

Вера в себя - вот единственная вера, имеющая право на
существование. И то лишь до тех пор, пока она не
стала фанатичной. (с) YuN


Ладно, перейдем к делу.

С моей точки зрения, самое главное, объединяющее язычество и сатанизм, это - отсутствие поклонения богам. Точка зрения сатанистов, если коротко - то Сатана как личность не существует, поэтому нет и объекта поклонения. Справедливости ради замечу, что часть сатанистов (а каждый имеет право на свое мнение) воспринимают именно личностный аспект Сатаны, причем далеко не "по Библии" - но при этом все же не поклоняются ему. Вообще, если задуматься, поклоняться кому-либо - это наносить ему оскорбление. Ведь предположить, что кому-то приятно это действие - значит, думать, что ему приятно унижение других перед ним (какими бы словами про любовь и все такое это не маскировалось бы). Есть более правильный глагол - чтить.

Язычники так же чтят своих богов. Богов можно славить за помощь (или же просто так - почему нет?), либо, наоборот, за то, что не нанесли вреда. Однако, для язычника боги - это не некий абстрактный Абсолют, а партнеры, хотя и более могущественные, чем сами люди. Языческие боги несовершенны, хотя и совершеннее людей, что и делает их более реальными, чем любой монотеистический символ. Хотя, если подумать насчет совершенства того же Яхве - см. Ветхий Завет. Скучнейший, злобный, несправедливый, неуравновешенный божок. Вероятно, как раз потому, что евреи отняли у него всех друзей и собратьев и оставили одного.

Существенная разница здесь только в том, что язычники всегда воспринимают своих богов именно как существующие личности (тонкости магических практик я здесь не затрагиваю, там вполне возможно использование архетипов языческих богов). Однако, сатанисты рассматривают, если задуматься, Сатану не как некоего "единого" (даже как архетип), а выделяют лики Сатаны, имеющие собственные имена. В раннем сатанизме (а, в отличие от догматических религий, сатанизм, как и язычество, непрерывно развиваются) они именовались демонами, Князьями Ада и т.п. Скажем, Люцифер олицетворяет Знание, Белиал - Независимость, Астарта - Творчество. Но ведь и у язычников за каждое дело, если можно так выразиться, отвечает отдельный бог. Каждый сатанист выбирает себе наиболее подходящий ему лик Сатаны, язычник - бога. Если точнее - язычники (за исключением некоторых "неоязыческих" течений, которые копируют христианство, просто подменяя имя Христа именем языческого бога и меняя обряды, но оставаясь монотеизмом) поклоняются сразу всему пантеону, обращаясь, в зависимости от ситуации, к разным богам. Более того, для язычника мифологическое противостояние Одина и Локи не обозначает обращения только к одному из них и никогда - к другому. Аналогично действует и сатанист, взывая к одному из Имен Сатаны, олицетворяющему то, что требуется в данный момент.

Здесь, кстати, есть некий камень преткновения - для многих язычников трудно понять, что сатанизм - это не монотеизм, и вообще не теизм. Причем, я в личной переписке сталкивался даже с таким утверждением, что для сатанистов монотеизм заменяет вера (!) в чистый разум. Поясню поэтому еще раз, хотя здесь и не совсем в тему, что разум превалирует над чувствами при общении с социумом (а как иначе?). Но если учесть, что практически все сатанисты в той или иной степени практикуют магию, где разум приходится выключать вообще, такое "обвинение" звучит по меньшей мере странно. Впрочем, это разногласие вызвано трудностями в доступе к объективной информации. Замечу, что о современном язычестве общедоступных материалов также не особо много, а те, которые есть, в основном отражают взгляды на язычество монотеистов, а не самих язычников.

Хотя, возможно, такое искажение вызвано непониманием того, что логика на высшей ступени своего развития считает очень логичным ставить себе границы применения.

Интересно отметить, что языческие капища выполняли больше социальную, чем религиозную функцию. Например, кельтские друиды выполняли помимо жреческих функций роли хранителей знаний, врачей, советников вождей и пр. Конечно, многие христианские священники выполняли сходные функции, однако, христианский храм прежде всего был именно местом молитвы, а священник под свои действия подводил религиозную основу.

Кстати, интересный факт - ни одна из языческих религий не знала понятия исповеди (естественно, в сатанизме исповедь - еще более абсурдное понятие). А ведь именно пресловутая "тайна исповеди" давала христианским священникам огромную власть над светскими владыками.

Далее, как сатанисты, так и язычники используют, если так можно выразиться, частные алтари. Совершенно необязательно ходить в какой-то общий храм большими толпами, общение с богом для язычника и магическая работа на алтаре для сатаниста - занятия практически полностью индивидуальные, а не публичные и вовсе не требуют какого-то официального священника.

Хотя следует отметить, что язычники вполне ходят в храм большими толпами, скажем, на праздник, но отнюдь не потому, что обязаны это делать, как христиане на Пасху, и вовсе не для того, чтобы помолиться и разойтись. В основном это напоминает вечеринку с ну очень легким религиозным оттенком. Ритуалы и обряды, которые в это время выполняются, вполне приятны для их участников - музыка, танцы, распитие алкогольных напитков, общение с противоположным полом и т.п., кому что нравится - почему бы и не прийти на такой религиозный праздник? Это ведь вам не посты и прочие воздержания с многочасовым стоянием на коленях, битьем лбом об пол и так далее.

А само общение с богами - это действительно личное дело каждого, более того, жрец не очень-то может и помочь в этом (сравните с христианством: "Вне церкви нет спасения"). Языческий жрец - не толкователь божественных откровений, он может рассказать наизусть один из мифов (его прямые обязанности), но не станет навязывать никому свое мнение и, тем более, преподносить его как "единственно верное". Вспомните тех же греческих оракулов - они говорили весьма туманные вещи и никогда не толковали их значения сами.

Еще одна существенная общность - как сатанисты, так и язычники уважают право других на свою трактовку образа Сатаны либо бога. Нет догматов веры, заповедей, обязательных для исполнения (Сатанинские заповеди ЛаВея - лишь рекомендации, да и сам сатанизм существовал задолго до выхода в печать Сатанинской Библии), соответственно, нет понятия ереси. Среди некоторых "сатанистов" проблема "кто TRUE, а кто POSER" выясняется достаточно широко, но их знания о предмете их поклонения (вот для них характерно как раз поклонение, а не почитание), обычно заканчиваются на убеждении, что "Сатана - это Зло" либо подобным бредом. Но в статье я обсуждаю сходство и различие язычников и сатанистов, а о дьяволопоклонниках и прочих кошкодавах-поджигателях церквей на сайте уже говорилось, и не только мной.

URL
   

Записки шизофреника

главная